Дороги мешают перемещению пчел и опылению

Новое исследование доказало, что дороги представляют значительную угрозу для передвижения пчел и опыления. Дорожные сети простираются примерно на 20 миллионов миль по всему миру, и по прогнозам, к 2050 году это число увеличится еще на 15 миллионов миль.

Дороги могут быть препятствием для всех представителей дикой природы. Исследователи уже давно наблюдают за воздействием дорог на животных, включая флоридских пантер, медведей гризли, коробчатых черепах, мышей, гремучих змей и саламандр.

Но гораздо меньше известно о воздействии дорог на насекомых-опылителей, таких как пчелы, и о том, в какой степени дорожные системы нарушают опыление.

Результаты

Исследователи использовали флуоресцентный пигмент в качестве аналога пыльцы. Они нанесли светящийся в темноте порошок на цветы придорожных растений на 47 участках в Анн-Арборе, штат Мичиган (США), чтобы изучить, как дороги влияют на перемещение пыльцы.

Результаты, опубликованные в “Журнале прикладной экологии”, показывают, что цветы, которые располагались через дорогу от растений с пигментом, получали значительно меньше пигмента, чем цветы на той же стороне дороги.

Экспериментальная установка, показывающая оба вида цветковых растений. Слева – дикий бергамот (Monarda fistulosa), а справа – многолистное растение Coreopsis (Coreopsis verticillata). (Источник: Чатура Вайдья)

Организаторы эксперимента также предлагают простые способы уменьшить этот эффект дорожного барьера. “Наше исследование показывает, что дороги создают существенные препятствия для передвижения пчел и, следовательно, значительно сокращают перенос пыльцы”, – говорит автор Гордон Фитч, докторант кафедры экологии и эволюционной биологии Мичиганского университета.

Ход исследования

Исследование было сосредоточено на двух видах растений – диком бергамоте (Monarda fistulosa) и кореопсисе с остроконечными листьями (Coreopsis verticillata). Теплым солнечным утром на каждом участке поместили по три горшечных растения на обочинах дорог. На репродуктивные структуры цветов первого растения были нанесены светящиеся пигменты.

Затем они поместили второе растение через дорогу и измерили расстояние между ними. Наконец, третье растение расположили на той же стороне дороги, что и первое (но на таком же расстоянии, как между первым и вторым). Такая же схема была воспроизведена на всех участках (и с диким бергамотом, и с кореопсисом).

“Участники эксперимента” оставались на улице весь день, вечером их собрали и отнесли в темное место. Ученые использовали ультрафиолетовый фонарик, чтобы определить, как меняются закономерности переноса пигмента в зависимости от того, были ли растения расположены на одной стороне дороги или на противоположных. Для этого на каждом растении было подсчитано количество цветов с пигментом.

Многолистное растение кореопсис (Coreopsis verticillata), сфотографированное в темноте, на котором виден ультрафиолетовый флуоресцентный пигмент. (Фото: Гордон Фитч)

Поскольку некоторые другие насекомые иногда могли переносить пигмент, учитывались только цветы с пигментом на репродуктивных частях, а не на лепестках. Опыт показал, что переход через дорогу снижает перенос пигмента на 50% для растений кореопсиса и на 34% для растений дикого бергамота.

“Это первое хорошо продуманное исследование на эту тему”

“Наша научная работа является первым хорошо продуманным экспериментом, в котором изучается, как дороги влияют на передвижение пчел”, – сообщает Фитч. “Более того, мы использовали инновационный метод, основанный на пигменте в качестве аналога пыльцы, а не на прямом наблюдении за поведением насекомых, что позволило нам эффективно собирать данные. Таким образом, мы также первыми показали, что дороги препятствуют перемещению пыльцы между растениями”.

В ходе исследования 65 насекомых посетили кореопсис и 356 насекомых нанесли визит дикому бергамоту. Пчелы составили 97% посещений. Пчелы являются незаменимыми опылителями. Они поддерживают как продуктивность сельского хозяйства, так и разнообразие цветковых растений во всем мире.

Фитч и Ваидья обнаружили, что перенос пигмента изменялся в зависимости от размера дороги и размера пчел. Чем больше полос было у дороги и чем меньше был размер пчелы, тем меньше пигмента переносилось.

Перенос пигмента через дорогу с тремя и более полосами движения был редкостью для обоих видов растений, что позволяет предположить: дороги среднего и большого размера могут препятствовать передвижению пчел в достаточной степени, чтобы повлиять на поиск пищи и опыление.

Как сделать дороги более дружелюбными для опылителей

Команда доктора Фитча рекомендует оценивать и внедрять стратегии, которые позволят сделать дороги меньшим препятствием для опылителей.

Для облегчения передвижения животных по ландшафтам с дорогами в Северной Америке и Европе используются специальные структуры – эстакады, мосты, водопропускные трубы и т.д. Аналогичным образом существующие пешеходные переходы потенциально могут быть модифицированы, чтобы помочь пчелам и другим летающим опылителям. Для этого достаточно добавить горшки и ящики с цветами в ландшафтный дизайн.

Фитч предупреждает, что такой подход в значительной степени гипотетичен и не апробирован. Такие меры должны быть согласованы с усилиями некоторых городов по продвижению альтернативных видов транспорта и сокращению дорожно-транспортных происшествий за счет использования так называемых “дорожных диет”.

Эта набирающая популярность стратегия проектирования уменьшает площадь проезжей части, предназначенную для движения транспортных средств, например, путем добавления велосипедных полос или более широких тротуаров. “Поскольку ширина дороги и интенсивность движения были основными факторами, которые влияли на перенос пигментов в нашем исследовании, “дорожные диеты” также могут помочь уменьшить воздействие дорог на летающих насекомых”, – говорит Фитч.

По материалам:

https://www.futurity.org/roads-bees-pollination-2565082/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *